Краеведческая работа в нашей библиотеке Роль школьной библиотеки в патриотическом воспитании учащихся
Июн 21

Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества…

Библиотеки должны стать краеведческими информационными центрами своих школ

Академик Д.С. Лихачев считал краеведение массовым видом науки, методом познания от частного к общему, научно-популяризаторской деятельностью.
К ней оказались причастны не только краеведы-историки, но и библиотекари, которые по роду своей деятельности занимаются поиском, сбором, распространением и хранением краеведческих документов.

Библиотекари доказали также, что могут не только разыскивать исторические документы, но и создавать их:

собирать воспоминания старожилов, использовать материалы из семейных архивов и т.д. Усиление внимания в современном российском обществе к региональным проблемам обусловило рост интереса читателей к истории своей малой родины, к его природным богатствам, культуре и т.д. Новые времена способствовали возрождению имен, которые раньше были под запретом. У многих людей возник интерес к жизни своих предков, к своей родословной. В прежние времена реализация этого интереса была невозможной, а порой даже и небезопасной.

Краеведческая исследовательская работа – это совокупность процессов и операций, направленных на изучение данного края и достижение поставленных целей исследования. Работа эта от исследователя требует определенных знаний, умений и навыков в сфере поиска и использования различных источников краеведческой информации, а от школьной библиотеки – соответствующей информационной поддержки.
Основными формами краеведческой исследовательской работы школьников выступают:
● поиск и изучение дополнительной литературы по теме урока;
● выполнение домашнего задания;
● выполнение контрольной работы;
● выполнение практической работы;
● выполнение лабораторной работы;
● доклад;

Основные формы краеведческой исследовательской работы педагогов в рамках учебного процесса следующие:
● поиск и изучение литературы по теме урока;
● подготовка и проведение контрольной работы;
● подготовка и проведение практической работы;
● подготовка и проведение лабораторной работы;
● разработка учебно-методических материалов и др.

В плане информационной поддержки вышеназванных форм исследовательской работы перед школьной библиотекой стоят следующие задачи:
● предоставлять пользователям организованный краеведческий фонд и справочно-поисковый аппарат, которые своей структурой и содержанием соотносятся с системой и наполнением краеведческих учебных курсов данной школы;
● оказывать помощь пользователям в приобретении знаний, умений и навыков в сфере поиска краеведческой литературы и иных источников информации и работы с ними;
● осуществлять краеведческое справочно-библиографическое обслуживание и краеведческое библиографическое информирование.

Основу краеведческой работы библиотеки составляет краеведческий фонд. От его состава, качества в большой степени зависит постановка всей краеведческой деятельности библиотеки.
Краеведческий фонд определяется как упорядоченное множество документов, связанных с краем по содержанию (история, экономика, хозяйственная, культурная деятельность и т.п.); по происхождению (местные издания и документы); по биографии, территориальным связям с данной местностью выдающихся деятелей, а также включает издания в помощь краеведческой работе.
Краеведческий фонд составляет: книги, брошюры, периодические и продолжающиеся издания, плакаты, карты, кинофотодокументы, тематические папки, копии статей и др. К нему могут быть отнесены и те материалы, в которых есть фрагментарные сведения о местности в виде отдельных глав, статей, абзацев и т.д.
Одной из острых проблем является обеспечение сохранности краеведческого фонда, в состав которого входят зачастую ветхие, поврежденные документы.
К сожалению, краеведческая информационная база школьных библиотек России, как правило, не богата; зачастую они не в состоянии предоставить школьникам и учителям даже самый основной круг краеведческой литературы. Это в то время, когда доля делового чтения педагогов и школьников по краеведению значительно увеличилась. Такое положение существенно снижает и качество краеведческого справочно – библиографического обслуживания и библиографического информирования. Полноценная информационная поддержка краеведческой исследовательской работы в большинстве школьных библиотеках отсутствует.

Таким образом, существует настоятельная потребность модифицировать краеведческую деятельность школьных библиотек, и основным подходом в этом плане должен быть инновационный. Необходимы такие изменения, преобразования и нововведения, которые помогут каждой школьной библиотеке занять положенное место в региональной образовательной и краеведческой информационной среде. Библиотеки должны стать краеведческими информационными центрами своих школ, осуществляющими полноценную информационную поддержку краеведческой исследовательской работы школьников и педагогов в рамках учебного процесса.
Для этого представляется необходимым следующее:
1) изучение школьными библиотекарями учебных планов своих школ и выявление перечня краеведческих учебных курсов и тем (разделов, частей) в структуре курсов, не носящих в целом краеведческого характера;
2) изучение учебных программ данных курсов с целью выявления в них сведений о рекомендуемой краеведческой литературе;
3) определение степени соответствия краеведческого фонда школьной библиотеки кругу литературы, очерченному в учебных программах;
4) комплектование краеведческого фонда недостающей литературой; это серьезная проблема для большинства школьных библиотек, которую возможно частично решить следующим образом:
– установить связи с другими библиотеками региона, освобождающимися от дублетной или непрофильной краеведческой литературы, которая может быть востребована пользователями данной школьной библиотеки;
– организовать регулярное проведение акций типа «Подари краеведческую книгу школе»;
– установить связи с местными авторами, издающими краеведческую литературу;
5) организация и ведение краеведческого справочно-библиографического аппарата, в первую очередь – универсального краеведческого систематического каталога (картотеки); важным моментом является обеспечение направленности каталогов и картотек на учебный процесс, так, могут быть организованы картотеки «Новые учебные краеведческие программы», «Методические материалы по краеведению» и др.;
6) формирование информационной культуры учащихся и педагогов путем обучения грамотно формулировать свои краеведческие информационные запросы, рационально пользоваться краеведческими каталогами, картотеками, библиографическими пособиями и т. д.;
7) составление рекомендательных списков дополнительной литературы к краеведческим учебным программам и краеведческим блокам других программ;
8) составление рекомендательных списков краеведческой литературы по внеклассному чтению;
9) подбор на урок краеведческой литературы как наглядного средства, а также как основы выполнения контрольных, лабораторных и практических работ;
10) наиболее полное раскрытие, популяризация, пропаганда и поощрение использования краеведческого фонда школьной библиотеки посредством:
– обзоров краеведческой литературы: а) обзоров новых поступлений в библиотеку; б) тематических обзоров, в том числе приуроченных к юбилейным и памятным датам края; в) обзоров отдельных изданий;
– книжно-иллюстративных краеведческих выставок: а) тематических выставок-просмотров литературы за прошлые годы; б) выставок новых поступлений в библиотеку (например, выставка «Новые книги о … крае»);
– дней краеведческой информации в библиотеке;
11) проведение массовых мероприятий краеведческого характера, способствующих просвещению школьников в области краеведения, пробуждению интереса к краеведческой исследовательской работе, например, конкурсов знатоков родного края, праздников, игр, театрализованных представлений, литературно-музыкальных вечеров, встреч со знаменитыми земляками и т. д.; в подготовке и проведении таких мероприятий обязательно должны участвовать сами школьники;
12) организация краеведческих кружков общего характера, например, «Юный краевед», или отраслевых типа «Юный ботаник-краевед», «Юный историк-краевед», «Юный литератор-краевед» и т. п.;
13) создание в школьной библиотеке комфортных условий для самостоятельной краеведческой исследовательской работы пользователей;
14) внедрение электронных технологий в деятельность библиотеки по информационному обеспечению краеведческой исследовательской работы, так, школьные библиотекари могут вместе с педагогами создавать краеведческую электронную информацию библиографического и фактографического характера и т. п.
Это основные направления информационной поддержки школьной библиотекой краеведческой исследовательской работы. Нам представляется возможным и необходимым выделение и развитие еще одного инновационного направления – разработка библиотекой совместно с педагогами и внедрение долгосрочных программ занятий в помощь краеведческой исследовательской работе учителей и школьников. Так, можно организовать цикл занятий, раскрывающих информационные аспекты краеведческой исследовательской работы, начиная которую, и школьник, и педагог должны не только знать:
● что изучать, то есть ясно представлять себе объект и предмет исследования;
● как изучать, то есть, какие методы исследования использовать;
● как оформлять результаты исследования;
но и:
● на чем основываться, то есть иметь первоначальное представление об источниках краеведческой информации, на которых можно базироваться;
● где искать, то есть знать основные виды библиотек, архивов и музеев, специфику их фондов;
● как искать, то есть знать основные правила поиска источников краеведческой информации и выявления в них нужных фактов, данных, сведений и т. п.
Первоначальный этап любой краеведческой исследовательской работы основывается на поиске, изучении и переработке источников информации по данной теме (проблеме, вопросу) – этап, проблематичный в первую очередь для школьника. Большинство учащихся средних школ, как правило, мало знакомы не только с теорией исследовательской работы (правилами организации, методами проведения и т. д.), но и со структурой краеведческого документного потока, средствами и алгоритмами поиска краеведческой информации в библиотеке, архиве, музее. Отсутствие/недостаток краеведческих информационно-поисковых знаний, умений и навыков не позволяет школьнику рационально организовывать свою краеведческую исследовательскую работу, с достаточной степенью глубины изучать информацию по теме исследования.
В такой ситуации организация и проведение школьной библиотекой цикла занятий по информационному обеспечению краеведческой исследовательской работы вполне актуальны. Занятия для школьников и учителей являются раздельными, так как материал, подаваемый для педагогов, должен быть шире по своим содержательным рамкам и уровню научного изложения, в отличие от материала для школьников. Проводятся занятия на базе данной школы и ее библиотеки, а также на базе других библиотек, архивов и музеев региона, в которые организуются экскурсии с целью углубить и закрепить полученные слушателями знания по отдельным темам.
Основными направлениями занятий, на наш взгляд, должны стать следующие:
1) изучение теории краеведческой исследовательской работы школьника (учителя);
Формы и методы проведения занятий – лекции и беседы. В лекциях даются теоретические сведения об основных направлениях, формах, принципах организации и методах проведения краеведческой исследовательской работы, правилах оформления ее результатов. Закрепить прослушанное помогут:
- групповые и индивидуальные беседы после лекции;
- коллоквиум, на котором нужно показать знания в области теории краеведческой исследовательской работы.
2) изучение основных видов источников краеведческой информации;
Формы и методы проведения занятий – лекции, беседы, книжные выставки и экскурсии.
Сегодня даже самая малая библиотека старательно собирает и хранит материалы по фактам местной истории, годами накапливает местный материал. Именно библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. В своей повседневной работе она решает множество задач: сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений; формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе; участвует в социальной реабилитации социально незащищенных людей; способствует повышению уровня культурных и образовательных потребностей данного социума.
Краеведческая работа каждой библиотеки весьма разнообразна, каждая библиотека имеет свое лицо, находит свою «изюминку», направление и т.д.
В целом же, в краеведческой деятельности библиотек могут быть выделены следующие направления:
– изучение истории возникновения своей библиотеки и библиотек края;
– изучение истории своего района;
– изучение родословной представителей местного сообщества, составление генеалогии родов.
Понятно, что в реальном исследовании эти направления могут переплетаться, соединяться.

В последнее время изучение опыта краеведческой работы библиотек и ее методическое обеспечение взяла на себя секция Российской Библиотечной ассоциации «Краеведение в современных библиотеках».
Основными задачами этой секции, куда вошли представители библиотек разного уровня

– стандартизация требований к качеству основных результатов краеведческой деятельности и создание модельных документов по отдельным направлениям работы и типам библиотек;
– информационное обеспечение взаимодействия специалистов в области краеведческой деятельности библиотек;
– повышение квалификации сотрудников краеведческих подразделений библиотек;
– постоянный анализ состояния краеведческой деятельности и др.

Патриотизм есть чувство любви к родине… Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать другому человеку его родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть, ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию вообще невозможно… Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества… может возникнуть только в порядке свободы – в личном опыте. Всякое извне идущее предписание может помешать этому опыту и привести к злосчастной симуляции.

Иван Ильин.
Путь духовного обновления

автор admin


Написать ответ

JSantispam

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.

CAPTCHA image