Список литературы по активизации читательского интереса. Книги, помогающие жить
Июл 07

Одним из главных путей воспитания духовной культуры личности человека мы видим в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засилием Интернета, телевидения и некачественной литературы.

Альберт Лиханов считает, что перед угрозой бездуховности, роста деструктивных социальных явлений, таких как наркомания, насилие, суицид, детское бродяжничество, – защита чтения, поддержание интереса к нему, стала в ряд задач государственной важности. Приобщение ребенка к чтению защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась. Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди читающие быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

Резкое снижение интереса к книге и чтению беспокоит сегодня не только ученых, педагогов, общественных деятелей, распространителей книги, но и библиотекарей, особенно школьных библиотекарей, которые работают с самыми уязвимыми читателями-детьми.

Привлечь к чтению в ходе какой-то «кампании», «волевым путем» невозможно: заставить читать невозможно, заразить чтением можно через интерес, увлеченность и взаимопонимание. Эта работа должна вестись  систематически.

Самой традиционной наглядной формой представления книги читателю. является книжная выставка Книжные выставки вошли в библиотечную практику еще в середине XIX в. в европейских странах, прежде всего – в Германии. В России выставки начали применяться в Императорской Публичной библиотеке (теперь РНБ), но носили, преимущественно, музейный характер и были немногочисленны. Сегодня трудно представить себе библиотеку, в которой не было бы книжной выставки. Для демонстрации книжных выставок в библиотеках используются специальное оборудование и мебель (выставочные стеллажи, витрины и т.п.)

Основная цель книжной выставки – привлечь внимание читателя, пользователя. Для этого она должна быть хорошо оформленной, яркой, заметной.

Как правило, книжная выставка демонстрируется в библиотеке от 2-х недель до месяца. Эффективность книжной выставки определяется ее востребованностью. Обращаемость экспонируэмой литературы, данные о посещаемости позволяют судить об эффективности выставки

К основным видам выставок относятся выставки новых поступлений и тематические.

Выставки новых поступлений направлены на постоянную информацию пользователей библиотеки о вновь поступивших книгах. Они могут быть: универсального характера (показывать все книги, поступившие в библиотеку); по отраслям знаний (например, новые поступления по математике); по типам и видам изданий (например, поступившие в библиотеку учебники).

Своеобразным явлением является выставка одной книги. Как, правило, она посвящена книге с необычной судьбой, например, забытой, ранее запрещенной и т.п. Тематические книжные (книжно-иллюстративные) выставки знакомят  читателя с наиболее интересными и значимыми книгами по конкретной теме, проблеме.

Тематические книжные выставки могут быть посвящены:

– актуальным темам;

– персоналиям;

– знаменательным датам и т.д.

Выставка должна быть доступной читателю, стоять в открытой витрине.

К традиционным формам информации о книгах и их рекомендации относится и библиотечный плакат – т.е композиция из текста и иллюстраций. Плакат –действенное средство привлечения внимания к самой библиотеке, к чтению. Здесь можно разместить  и детские иллюстрации, и отзывы детей о книгах, и игрушки, поделки, все это сделает выставку-плакат  действенным методом по привлечению внимания детей.  Чтобы книжная выставка прошла эффективнее, я создаю по теме выставки презентацию и провожу экскурсию по выставке с демонстрацией презентации. Таким образом сочетаю старые традиционные формы работы библиотекаря с инновационными и получаю хороший результат.

Мы все привыкли к тому, что школьная библиотека – структурное подразделение образовательного учреждения, а ведь она имеет свою историю развития, становления, здесь работало не одно поколение библиотекарей, о которых  учащиеся, зачастую, ничего не знают.

Поисково-исследовательская работа по теме «Наша школьная библиотека в прошлом, настоящем и будущем» может стать толчком по привлечению новых читателей, даст импульс в продвижении книги и чтения. Материал, собранный поисковой группой, ляжет в основу истории школьной библиотеки, и его можно использовать при проведении экскурсии по библиотеке или на классных часах. После такого классного часа можно организовать конкурс «Наша школьная библиотека в будущем»

Интересная форма работы по привлечению к чтению – акция «Путешествие книги».

Эту работу лучше всего проводить с современными книгами, не по «программе». Оформляется  «путевой лист»:

Путевой лист книги Т.Крюковой «Призрак сети»

Ф.И. Впечатления о книге, заметки, пожелания

Путевой лист вместе с книгой вручается первому «путешественнику». Прочитав книгу, он записывает свои впечатления и книгу вместе с «путевым» листом передает следующему читателю и т.д. Обязательно нужно оговорить сроки «путешествия», самый оптимальный срок- месяц. По прошествии этого срока организуется чтение и обсуждение впечатлений. На чтение и обсуждение впечатлений можно пригласить учащихся другого класса, с тем, чтобы заинтересовать их этой книгой.

Большой отклик у читателей вызывают библиотечные уроки-презентации по творчеству писателей. Презентации можно создавать самим, а можно найти в Интернете.

Такие уроки не дублируют программу, а расширяют ее и дополняют.

В старшем звене действенной формой по привлечению к книге и чтению являются  встречи с писателями и поэтами родного края, экскурсии по литературным местам.

О роли семьи в воспитании потребности в чтении постоянно напоминают педагоги, психологи и другие специалисты. Они считают, что дети будут читать то, что читают родители. Не всякий человек формирует в себе потребность в чтении. Это делает его окружение. Что в ребенка вложили, то и получится. И если папа предпочитает только спортивные газеты, а мама – телевизионные сериалы, ребенок навряд ли будет читать классику. Задача школьного библиотекаря – воспитать культуру чтения у родителей.

«Клуб семейного чтения»- инновационная  форма работы библиотеки. Такой клуб лучше организовать в классах начального звена.

Советы родителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Эти советы можно оформить как памятку для родителей и раздать на родительском собрании.

В  чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения – точнее, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя как «Человека читающего». Об этом нужно помнить школьному библиотекарю и учитывать при планировании своей  работы.

автор admin


Написать ответ

JSantispam

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.

CAPTCHA image